Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Размышления М.Ю.Лермонтова в стихотворении
"Дума” об отношении своего поколения к жизни,
даже к своей судьбе было вынесено на суд самого
поколения еще в 1838 году. С тех пор минуло немало
лет, и даже столетия промчались. Но что
изменилось с той поры? Люди, окружающий мир,
взаимоотношения в обществе… Нет уже тех
извозчиков, размеренности в жизненном укладе. Им
на смену пришли – быстрые автомобили, скоростная
связь… И на общение у нас нет времени. И к ребенку
предъявляем требования порой большие, чем к
взрослому человеку во времена Лермонтова. При
поступлении в школу ребенок, хотя и не гласно,
должен уметь читать и писать. По окончании
основной школы – сделать правильный
профессиональный выбор, чтобы не случилось, так
как в том же стихотворении:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Но как, же тяжело ему, неопытному подростку, не
познавшему вкус падений и взлетов, не умеющему
противостоять всем превратностям судьбы,
сделать тот правильный путь, который приведет
его "через тернии к звездам”! И кто ему поможет
сделать правильный выбор, кто укажет путь к
успеху? И вот, стоя на перепутье трех дорог,
подросток должен сам решить, какой дорогой ему
идти. А наша задача – помочь ребенку научиться
реально оценивать свой выбор, правильно
планировать свою жизнь, строить жизненный
прогноз, предвидеть возможные последствия
собственных решений и поступков.
Что же подтолкнуло нас заняться рассмотрением
вопроса дальнейшего профессионального
самоопределения наших школьников? Причин было
несколько:
- Самая "больная” для нас проблема – вымирание
деревни. Замкнутый круг: деревня стареет, так как
нет молодежи; молодежь не хочет оставаться в
деревне, так как негде работать; колхозы и
совхозы распадаются, так как не кому работать в
хозяйствах; хозяйства распадаются – молодежь
уезжает – деревня стареет. Но кто нас накормит
хлебом, мясом и молоком?
- На территории нашего района имеется
профессиональный лицей №4, который готовит по
специальностям: механизатор, водитель, повар,
бухгалтер, пчеловод, секретарь – референт,
слесарь. Однако не все выпускники по окончанию
лицея работают по выбранным специальностям. Хотя
хозяйства испытывают острую нехватку в
механизаторах и водителях.
- Большинство выпускники нашей школы по
окончанию её стремятся поступить в средние и
высшие учебные заведения. Однако по окончанию
учебных заведений более 50% из них устраиваются не
по выбранной специальности.
- Нередко молодые люди выбирают профессию из
соображения престижа, "за компанию” и исходя из
материального положения родителей.
Всё это натолкнуло нас на мысль заняться
профориентационной работой с другой позиции, чем
она велась ранее в школе.
С этой целью был разработан социальный проект
"Человек и профессия: шаги к профессии” с
использованием ИКТ.
Основная идея, заложенная в проекте – это
активизация позиции самоопределяющегося
школьника.
Самым оптимальным способом, дающий
положительный эффект в профориентационной
работе является сочетание таких дисциплин, как
психология и информатика. Психология
располагает средствами для познания себя, своих
возможностей, а информатика – возможностями для
мотивации познавательной деятельности и
информационными ресурсами. Всё это позволило
оптимизировать учебный процесс, так как
сочеталось с программой по информатике и
способствовало повышению интереса у детей.
В проекте предлагается ребятам своеобразную
"пробу сил” в осознании своих желаний,
соотнесении их со своими возможностями и
формирование ответственности за своё будущее. С
этой целью предложены следующие темы
исследований: "Стратегия выбора профессии”, "У
меня растут года…”, "Ошибки в выборе
профессии”, "Современный рынок труда”, "Мой
выбор”.
Одна из работ детей "Стратегия выбора
профессии” направлена на формирование умения
оценивать психологические особенности личности,
находить нужную информацию о профессиях, умения
соотносить свои возможности в сфере
профессиональной деятельности.
Детям предлагалось выполнить исследования по
направлениям "Расскажи мне обо мне” –
исследование своих интересов и склонностей;
"Мир профессий. Что я знаю о нём?” – получение
информации о различных профессиях; "Рейтинг
сфер профессиональной деятельности в 2007 году” –
определение наиболее востребованных профессий.
Исследовательская работа не ставит перед
детьми задачу окончательного выбора профессии и
места работы, а ориентирует их на выбор
направления, той области, в которой они
собираются в дальнейшем специализироваться.
Детям, готовым выбрать специализацию,
предлагалось познакомиться с особенностями
профессии, возможностями получения образования.
Результатом данной работу является выпуск
буклетов по теме "У меня растут года…”
Следующим этапом нашей работы по проекту было
познакомить с основными ошибками при выборе
профессии.
На элективном курсе "Человек и профессия” в 9-м
классе дети изучали тему "Ошибки в выборе
профессии” и итогом явился выпуск бюллетеня
"Ошибки в выборе профессии”.
Одним из блоков проекта "Человек и профессия:
шаги к профессии” является изучение ситуации на
современном рынке труда. Обучающиеся 11-го класса
проанализировали соотношение спроса и
предложений в отношениях "работодатель –
специалист” и рассказали от чего зависит
ситуация на рынке труда.
Немало важным этапом в проекте является
изучение окончательных представлений о своём
дальнейшем профессиональном маршруте, которое
может быть отражено в сочинениях – эссе "Мой
выбор”.
Если до внедрения проекта обучающиеся 9–11-х
классов высказывали свои предпочтения по выбору
профессии больше исходя из своих "хотелок” и
"мечталок”, то по завершению его многие
поменяли свою позицию и начали более реально
применять выбор к своему будущему.
Хотелось бы отметить, что эта работа была
пробным шагом и потребовала своего логического
продолжения. Поэтому нами разработан план
дальнейшей профориентационной работы в школе.
Согласно этому плану профориентация будет
являться одним из направлений сопровождения
учебно – воспитательного процесса. К
исследовательской работе будут привлечены дети,
начиная с начальной ступени обучения, их
родители и учителя.
Начиная с 2008–2009 учебного года для обучающихся
1–4-х классов предложено создать альбомы о
профессиях своих родителей. Обучающиеся 5 класса
проведут исследовательскую работу
"Генеалогическое древо моей семьи”. В ходе
работы дети должны собрать и систематизировать
знания о своей семье, познакомиться с
профессиями родителей и родственников, с их
склонностями и наследственными заболеваниями.
Обучающимся 7–8-х классов проект "Старинные
профессии”. Результатом работы будет
презентация о старинных профессиях и их
особенностях;
Для обучающихся 9–11-х классов предполагаются
социологические исследования и
исследовательские работы например "Я выбираю
ВУЗ”.
Источник: http://festival.1september.ru/articles/549046/ |